abvstrechi (abvstrechi) wrote,
abvstrechi
abvstrechi

Третье прошение: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» в молитве "Отче Наш".

Третье прошение: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!»

Это прошение обычно не вызывает сложности при толковании. Под небесами здесь понимается невидимый, горний мир, где, согласно Откровению Иоанна Богослова совершается постоянная литургия хвалы и поклонения, когда все ангелы, святые и прочие обитатели небес непрестанно «воздают славу и честь и благодарение Богу» (см. Откр. 4).
Необычное построение фразы «как на небе и на земле» соответствует семитской грамматике, когда при сравнении двух понятий сначала говорится о предмете уподобления (небо), а за тем о понятии, которое должно ему уподобиться (земля) .

Святоотеческий комментарий здесь достаточно единодушен.
Тертуллиан:
«Мы просим, следовательно, чтобы Он внушил нам сущность и свойство Его воли, чтобы мы были спасены и на небе, и на земле, ибо вершиной Его воли является спасение тех, кого Он усыновил» .
Свт. Иоанн Златоуст:
«Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, — так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.
Он не сказал: да будет воля Твоя во мне, или в нас, но на всей земле, — т. е., чтобы истребилось всякое заблуждение и насаждена была истина, чтобы изгнана была всякая злоба и возвратилась добродетель и чтобы, таким образом, ничем не различалось небо от земли. Если так будет, говорит Он, то дольнее ничем не будет различествовать от горнего, хотя по свойству они и различны; тогда земля покажет нам других ангелов» .
Блаж. Иероним:
«Чтобы как ангелы непорочно служат Тебе на небе, так и люди служили на земле» .
Блаж. Феофилакт:
«Как Ангелы исполняют волю Твою на небе, так даруй и нам совершать ее на земле» .
Евфимий Зигабен:
«Пусть будет воля Твоя и на земле между людьми, как она есть на небе между Ангелами» .
Блаж. Августин:
«Подобно тому, как ангелы исполняют эту волю, <…> да исполнится она равным образом в святых, живущих на земле».
Преп. Максим Исповедник:
«Кто таинственно приносит Богу служение одной разумной силой [своей], отрешенной от похоти и ярости, тот на земле, подобно чинам ангельским на небе, исполняет волю Божию. [Он уже] стал сослужителем и сожителем Ангелов, как говорит великий Апостол: «Наше же жительство — на небесах» (Флп. 3:20). У таких [людей] нет ни похоти, расслабляющей наслаждениями напряжение ума, ни ярости, беснующейся и бесстыдно лающей на сродное себе. В них остается лишь один-единственный разум, естественно приводящий разумные существа к первому Разуму.
Но святые Ангелы на небе ничего не приносят Богу, кроме разумного служения. Желая того же и от нас, [Господь] научает молящихся говорить: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Пусть весь ум [наш] простирается к Богу, побуждаемый, словно неким гласом, напряжением страстности и распаляемый предельным порывом силы желания. Подражая таким образом Ангелам небесным, мы всегда будем служителями Бога и на земле явим равноангельское житие, а поэтому наравне с Ангелами будем обладать умом, полностью безучастным к тому, что ниже Бога» .

Святоотеческий комментарий можно подытожить словами свт. Иоанна Златоуста:
«Как на небе совершается все беспрепятственно — так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно».
Добавим сюда еще слова свт. Киприана:
«Далее мы присовокупляем следующие слова: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли, — не с тем, чтобы Бог вследствие нашей молитвы делал что хочет, но чтобы мы могли делать угодное Ему» .
Пример такого служения нам показал Сам Спаситель. В Гефсиманском саду Он молился: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14, 36). Так передал эту молитву евангелист Марк. А евангелист Матфей специально повторил здесь прошение из молитвы Господней: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26,42). В Евангелии от Иоанна Господь не раз говорит о том, что Он исполняет волю пославшего Его Отца (см. Ин. 4,34; 5,30; 6, 38 и т.д.).
Итак, в этом прошении речь идет о том, чтобы мы исполняли волю Божью. Но чтобы ее исполнить, надо знать, в чем она заключается. Что об этом может сказать нам Священное Писание?
Ап. Павел в послании к Фессалоникийцам пишет: «воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво» (1 Фес. 4, 3-6).
Чуть далее он пишет:
«Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 14-23).
Весь этот текст можно рассматривать как комментарий к первым трем прошениям молитвы Господней, ибо здесь говорится и об освящении, и о втором пришествии, и о воле Божией.
Об этом также пишет ап. Петр во 2 главе своего 1-го послания. Там тоже упоминаются «царственное священство, народ святой», «Бог в день посещения» и «воля Божия».

О трех первых прошениях

Давайте рассмотрим вместе первые три прошения, которые построены совершенно одинаково. Они начинаются с одной глагольной формы, а затем следуют такие божественные атрибуты, как имя, Царство и воля.

«Да святится имя Твое!»
«Да приидет Царствие Твое!»
«Да будет воля Твоя!»

Такое сходство этих прошений привело к тому, что еще Ориген высказал предположение о том, что дополнение «яко на небеси и на земли» можно отнести к каждому из этих прошений .
О том, что эти три прошения можно рассматривать в совокупности, свидетельствует также интересный комментарий, данный в Нагорной проповеди к молитве «Отче наш»:
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7,21).
Мы уже говорили о том, что для первохристиан слово «Господь» (kurioV)является не чем иным, как одним из переводов еврейского «Яхве». Получается, что в этой фразе объединены понятия Имени, Царства и воли Отца! Из этих слов Иисуса следует, что наши собственные действия являются необходимыми условиями вхождения в Царство, в вечную жизнь, в спасение.

А теперь еще раз вернемся к семитскому понятию имени Божия. Ибо в самом общем виде воля Божия по отношению к Его творению выражается и раскрывается именно в имени Божием. Об этом мы уже говорили в комментарии на первое прошение, когда выяснили, что в имени Божием отражено действие Божие, направленное на спасение падшего творения.
Теперь мы можем ответить и на отложенные вопросы:
Как должно святиться, т.е. прославляться Имя Божие? Кем оно должно святиться? Богом или людьми?
Как связаны друг с другом прошения о явлении Царствия Божия в полноте и о нашем внутреннем очищении?

Господь Бог глубоко уважает свободу Своего творения. Поэтому спасение творения зависит не только от Бога, но и от воли человека. Условием спасения становится синергия — однонаправленное действие Бога и человека.
Тогда синергию первых трех прошений можно выразить так:
Мы просим Бога, чтобы Он помогал нам святить Его имя, т.е. помогал нам принимать участие в нашем спасении.
Мы просим Бога, чтобы Он помогал нам стяжанием Духа Святого в наших сердцах постепенно овладевать Царством Небесным, и тогда Царство Небесное явится во всей своей полноте.
Мы просим Бога, чтобы Он помог нам понять, что Он ждет от нас, и чтобы Он дал нам силы это исполнить.

Или иначе это можно выразить так: Имя содержит залог спасения, Царство Божие есть само спасение, единство воли Бога и человека — условие спасения.

Но как же сложно понять волю Божию о нас в каждое мгновение нашей жизни! Для этого необходимо постоянное духовное возрастание. Именно поэтому некоторые святые отцы сопоставляли с каждым из прошений определенный нравственно-аскетический уровень. Например, преп. Максим Исповедник считал, что мы «святим имя небесного Отца, когда умерщвляем привязанную к материи похоть и очищаемся от тлетворных страстей». «После отвержения страстей» человек становится «смиренным и кротким», а таковым «принадлежит Царство Бога Отца». Такие люди «удостаиваются говорить: Да приидет царствие Твое, то есть Дух Святой, когда уже соделались, через этот Дух храмами Бога». «У таких [людей] нет ни похоти, расслабляющей наслаждениями напряжение ума, ни ярости, беснующейся и бесстыдно лающей на сродное себе» .
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments